Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Протоиерей Димитрий Шишкин: Господь не оставляет нашу Россию

Интервью с протоиереем Димитрием Шишкиным, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое, Бахчисарайского района (Крым)

— 18 марта 2018 года в очередную годовщину присоединения Крыма к России, впервые на крымской земле прошли выборы президента РФ. Отец Димитрий, как за четыре года изменилось ваше отношение и отношение крымчан к России и референдуму 2014 года?

— В Крыму есть недовольные, но их немного. Я всегда говорю таким людям: «Чтобы не разочаровываться, нужно не очаровываться». Очарование — это неправильное понимание действительности. Моя семья живёт в Крыму на протяжении ста лет, я родился здесь, но всегда знал, что Крым – это Россия. Но я никогда не очаровывался, понимая, что Россия – большой и сложный мир и что с его приходом возникнут свои проблемы, но я всегда хотел, чтобы мы снова стали частью этого мира. Поэтому для меня, если что и поменялось, то только в лучшую сторону. И таких, как я, большинство.
К сожалению, некоторые православные издания иногда отказываются обсуждать проблемы, возникшие, в том числе, и с нашим возвращением в Россию, но проблемы не исчезнут сами по себе, их нужно решать сообща. Попытки политически решить эти вопросы ни к чему не приведут. Ну, например, некоторым подай царя или чтобы было только православно и все! Подождите, православно – это как?! Написать указ, прибить к стенке и всех под одну гребёнку?! Это бред.
Если мы будем более боголюбивы, человеколюбивы и внимательны друг к другу — это и станет залогом доброй христианской жизни. Но это будет не так быстро, как хотелось бы, хотя в этом и состоит смысл преображения нашего Отечества, а мы все к этому стремимся.
Отец Димитрий во время событий Крымской весны

— Какие были ожидания у недовольных нынче людей?

— Недовольны в основном не те, которые что-то ждали, а которые в принципе не хотели, чтобы здесь была Россия. Есть такое понятие – тенденциозность. Человек заточен под определенную точку зрения, и ему трудно увидеть реальность. Это, как говорят монахи, испорченный помысел, который сложнее всего исправить. Человек видит только плохое, хотя хорошего гораздо больше. Начиная с таких проектов, как мост, аэропорт и дороги, заканчивая социальной и медицинской сферами.
Я могу привести пример из своей жизни. Неожиданно заболел мой старший брат, у него стали разлагаться тазобедренные кости, за короткое время он превратился в инвалида. Мы были в ужасе, так как протез на одну ногу стоит примерно триста тысяч рублей, на две – около шестисот. В моей семье таких денег нет, не было и, скорее всего, не будет. Но только благодаря российской государственной программе брату бесплатно сделали операцию.

— Он ходит сейчас?

— Ходит и работает. Это реальный положительный пример, но есть и отрицательный. Мой отец страдает астматическим бронхитом, и, когда началось обострение, ему прописали лекарства и сказали прийти через три недели, хотя отцу было очень плохо. Отец держался до последнего и в назначенный день по пути в поликлинику упал в обморок, его еле-еле откачали. Но раньше прийти было никак нельзя, вы понимаете? Я был просто в шоке. Это абсурд. Две ситуации, две иллюстрации.

— Что во втором случае? Сбой системы, человеческая халатность?

— Это не сбой, а система, которая работает неправильно. Нельзя, чтобы законы в самом низу не помогали, а наоборот мешали. На это люди и жалуются. На бюрократию, которая убивает. Я говорю об этом, чтобы проиллюстрировать, почему бывает недовольство властью. Мы любим своё Отечество и хотим, чтобы наша жизнь была добрая и христианская. Поэтому давайте не будем закрывать глаза на проблемы, а говорить правду при всей нашей любви. Просто нужно иметь добрый взгляд и стараться исправлять недостатки с Божьей помощью. Где-то, если нужно, смириться, промолчать, перетерпеть, потому что проблемы будут всегда. Например, митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы не должны молчать о несовершенствах церкви земной, иначе будем недостойны церкви, в которую верим (прим. ред.: «Мы исповедуем Церковь одну, а создаём и живём в другой. Эмпирическая церковь, церковь, в которой мы фактически живём и действуем, страшно непохожа на ту Церковь, которую мы исповедуем. <...> Я знаю, что большая часть духовенства церковь никогда не критикует и не ставит под вопрос ничего церковного. Но я думаю, что если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви, которую мы исповедуем» — митрополит Антоний Сурожский).
Крымские просторы

О ФЕНОМЕНЕ ПУТИНА И КРЫМЧАН

— В Крыму за Путина проголосовало более девяноста двух процентов населения. Вы – второй регион по количеству голосов, отданных за Путина, после Кабардино-Балкарии. В чем, на ваш взгляд, феномен Путина?

— Здесь сразу два вопроса: феномен Путина и феномен крымчан. Путин – гений политики. Точка. Надо это просто понять. Как Моцарт — гений музыки, Пушкин — поэзии, а Юрий Гагарин первый в космос полетел. Это факт, с ним не поспоришь. Второе – он любящий сын своего Отечества. Его нам дал Бог. При этом не надо Путина обожествлять, делать из него идола, кумира. Но мы должны с благодарностью к Богу молиться о нём. Если говорить о крымчанах, это особый народ, русский, чего никак не могут или не хотят понять на Западе. Положив руку на сердце, я до двадцати семи лет ни разу не слышал чистую украинскую речь в Крыму…

— Какой-нибудь суржик?

— Суржик. И когда нам объявили, что мы живём в Украине, это было насилием: не спросив, нас поставили перед фактом, что мы живем в другой стране. В 2000-е мне стало казаться, что новое поколение крымчан утратило понимание, что мы русские. Но когда в Крыму произошли всем известные события, я возликовал. Оказывается, это понимание жило и в дедах, и в родителях, и в детях, и в подростках. Это дух, это правда. И когда спорят, чей Крым, я просто не хочу это обсуждать, потому что Крым выкуплен дорогой ценой для России.
Крымская земля усыпана костями православных христиан, пожертвовавших своей жизнью ради Христа, веры, Отечества и царя. Это не просто так! Они же предстоят перед Богом и молятся. Кто может отменить или перечеркнуть их правду?! Поэтому мне жалко тех украинцев, которые сопротивляются этой правде, их борьба обречена. И если они этого не поймут, то навлекут на себя еще большие скорби. Это как Ангел сказал пастырю Ерме: «Не оставит тебя Бог, доколе не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои» («Пастырь Ерма». Заповеди. Пролог). Или человек смирится, осознает, что во Христе русские и украинцы – едины, или будет страдать, скорбеть и мучиться. Мне жалко таких людей.
По дороге в Севастополь

— Как будто они находятся в духовном помрачении.

— Да, но я верю, что всё вернется на круги своя, хотя будет непросто, потому что на Украине хватает и прозападно настроенных людей, и ультранационалистов. Но всё равно большинство – адекватных, которые хотят жить простой, доброй жизнью, согласной и с Россией, и с украинским менталитетом. Человеку невозможное, возможно Богу, поэтому я верю, что с Божьей помощью мы возвратимся к единой жизни с сохранением разнообразия традиций, культуры и языка.

О ПРАВДЕ БОЖИЕЙ И ПОКАЯНИИ

Может, на Западе тоже духовное помрачение? Ведь то, что они позволяют себе в отношении России — за гранью разумного.

— В Писании существует понятие – «люди превратного ума», которое во многом можно отнести к людям на Западе (О «Превратном уме» Рим. 1:28). Я не говорю ко всем, потому что многие, наоборот, видят в России надежду и правду, может, не до конца осознавая, в чем она состоит. Люди превратного ума – элиты, которые сознательно насаждают либеральную модель. В Писании апостол Павел четко говорит, почему человек или сообщества становятся причастниками превратного ума – за то, что не потрудились в уме своем обрести Бога. У святителя Андрея Критского есть замечательное слово, объясняющее это состояние – самоистуканство.

— Творение из себя кумира? Гордыня?

— Абсолютно точно. Из себя, ветхого человека со страстьми и похотьми. Вот в чем основа либеральной современной идеологии, которая повсеместно насаждается. Они не принимают духа Христова, он их пугает и абсолютно им чужд. По большому счёту, в этом заключается вся борьба. Но кто искренне начинает искать Бога — смотрит на Россию с надеждой, понимая, что здесь, благодаря Святой Церкви, все ещё сохраняется Правда Божия.

— Отец Димитрий, что ждет Россию впереди? Ведь судя по ситуации, все очень сложно и мир на грани войны. К чему готовится?

— Старец Паисий Святогорец сказал изумительные слова: «Покаянием человек может изменить решение Бога». Не существует фатального порядка, по которому развиваются события. Многое зависит от нас. Господь смотрит на сердце и на жизнь каждого человека, прихода, церкви, общества. И если люди будут стараться жить по-божески, неужели Господь оставит и не оградит их от бед и напастей?! Оградит, и в нашем Отечестве будет добрая жизнь. Я верю в это.

— А вас не расстраивает, когда те же либералы говорят: «Зачем нам Крым, главное, чтобы в России всё было хорошо, здесь и сейчас». Как будто Крым виноват во всех их бедах. Как к этому относится?

— Слушайте, давайте погладим их по головке и скажем: «Дорогие наши, будьте здоровы и счастливы. Возьмите цветочек, конфетку, только не пеньтесь своими срамотами, не лезьте, куда не надо, нас не трогайте».

— Так ведь лезут из всех щелей…

— Лучший способ борьбы с тьмой – зажечь свечу. Нам нужно самим делать больше добрых дел. Когда начинаешь воевать, то думаешь, что восстанавливаешь справедливость, но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива (Иак. 3:17). Это очень глубокие вещи. Надо быть причастниками небесной Правды — бороться, но духовно, с рассуждением, не размахивая кулаками, ведь рассудительность, по единодушному мнению святых отцов, выше всех добродетелей (прим. ред. «Выше всякой добродетели рассудительность», – прп. Исаак Сирин, Слова подвижнические. Слово 9).
Литургия в храме Феодоровской иконы Божией Матери. Бахчисарай, 28 августа 2015 года

— Это самое главное. А вообще, с каким чувством вы смотрите в будущее?

— С духовной радостью. И даже не в будущее, а в вечность. Когда смотришь в божественную вечность, ничего кроме радости не испытываешь. Но это иная радость, она не отменяет скорбей, трудностей на пути к Богу. И даже моментов богооставленности. Это относится и к каждому человеку, и к Отечеству в целом. Главное – не терять сердечного устремления к Богу, а Господь и так не оставляет нас и нашу Россию. Но нужно иметь и страх Божий, стараться быть честными и последовательными. Как Апостол призывает: хранить постоянство в добродетели (Рим. 2:7). К сожалению, часто наше христианство заменяется лозунгами и транспарантами, а ведь православной должна стать вся жизнь, и тогда наш свет будет сиять миру, и другие потянутся к истине. А если этого сияния не будет, то хоть засыпь цитатами из Священного Писания, никого не убедишь. Знание Библии необходимо, но оно должно быть созвучно нашей жизни и духовному опыту, иначе все превратится в букву, которая мертвит, а Дух животворит.

— Значит, не надо впадать в уныние?

— Конечно! Хотя иногда и теснота душевная, и туга, и скорбь необходимы. И не надо этого бояться. Человеку нужно пройти и через периоды обуяния духами неверия и сомнения, чтобы сознательно противопоставить этим искушениям веру. А что такое вера? Это свобода. Человека никто не может заставить верить или не верить. И когда его обуревает дух неверия, это лишний повод вопреки всему явить верность Христу. Это прекрасно!

Беседовала Елена Юферева