Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как найти своё призвание

Как найти своё призвание, полюбить рабочую рутину или сменить профессию? Интервью с отцом Сергием Тимошенковым

Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Впервые — после окончания школы. Как не промахнуться с выбором? А если спустя годы, проработав по специальности, обстоятельства жизни или внутренний призыв укажет иной путь, то как быть? А что подсказать своим детям, когда перед выбором профессии окажутся они? Всегда ли уместно утверждать, что деньги не главное? Как справиться с рабочей рутиной? Можно ли полюбить работу, которая не нравится, а нужно ли? Когда пора менять работу? Ответы на эти вопросы Sobor.by искал с «молодёжным священником» отцом Сергием Тимошенковым, председателем Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви и преподавателем минских духовных школ, клириком минского храма в честь Николая Японского.

— Отец Сергий, для начала, давайте проясним: в чём смысл того, чтобы человек работал?

— Можно говорить много высоких слов, но, мне кажется, достаточно трёх моментов: самореализация, возможность жить (в плане денег), и чтобы занять себя.


— Что значит самореализация? Ведь для верующего человека в приоритете должно быть духовное, так, можно вспомнить о святой блаженной Валентине Минской, она пролежала более 30 лет, но при этом реализовала себя, достигнув святости…

— Надо различать реализацию себя в духовном плане, в отношениях с Богом, и реализацию себя в этом мире. Душевность никто не отменял. Улучшать этот мир отношениями, действиями, событиями, вещами, красотой – чем угодно – это нормально. Реализация себя в том смысле, чтобы человеку было комфортно с душевной точки зрения.

Духовность – это отношения с Богом, но когда делаешь что-то правильно в плане душевном, то это облегчает и отношения с Богом – молитву, общение.

— Как православному человеку выбрать себе профессию: на что ориентироваться? Что Вы порекомендуете своим детям при выборе профессии?

— Своим детям я бы порекомендовал в любом случае выбрать работу такую, чтобы они могли себя раскрыть, чтобы им было интересно. Если есть выбор из нескольких схожих работ, то, конечно, лучше выбрать ту, при которой будешь больше обеспечен – в этом нет ничего зазорного. Но на первый план — развить себя. Потому что я много раз видел, как получают образование просто ради зарплаты, а потом работают кое-как, и этим и себе вредят, и тем, кто рядом. Полно педагогов, которые пошли в эту профессию, потому что на эту специальность им было легче всего поступить. Полно врачей, которые поступили в медицинский формально. Даже и семинаристов, которые, как мне кажется, поступили в семинарию не ради высокого служения священника. Этого нужно избегать. Поэтому первоначальный выбор – ради реализации себя.

— Как узнать своё призвание, ведь не всегда выпускник школы знает, чего он хочет на самом деле…

— Не стесняться пробовать. Не стесняться экспериментировать. А родителям, наверное, надо показать как можно больше вариантов выбора, смотреть, во что играет ребёнок, что ему интересно.


— Можно ли говорить о разделении профессий на Божьи и не Божьи?

— Можно сказать, что не Божьи профессии – это те, которые поддерживают грех, умножают страдания другого человека.

— А если человека вынуждают обстоятельства работать на индустрию греха, например, пошёл человек работать в покер, чтобы обеспечить свою семью, или оператор взялся за съёмку рекламы алкоголя по той же причине — греховно ли это?

— Интересно про покер: был у меня один знакомый, который играл в компьютерный покер, утверждая, что это не более, чем математическое соревнование, но совесть ему долгое время не позволяла причащаться. Всё потому, что в глубине души он считал игру в покер недостойной, ведь кто-то теряет огромные суммы денег незаслуженно. С другой стороны, выигрывают же и футболисты, и шахматисты… Ко всему нужно подходить с тонким рассуждением. В этом и подобных случаях думаю, следует пользоваться такими критериями, как граница дозволенного и последствия. С тем же покером, если считать его действительно интеллектуальным состязанием, играть в составе кого-либо клуба или команды. В то же время, не участвовать в таких играх, которые могут привести другого человека к непоправимым материальным потерям. В рекламе алкоголя при определённых условиях тоже может не быть греха: предположим, если приняты меры для ограничения аудитории по возрастному признаку, некое предприятие может рассказывать о насквозь натуральном виноградном вине, параллельно внедряя понятие о культуре его употребления. К слову, при современном развитии технологий работы с общественным мнением, вполне можно убедить людей, что спиртное не помогает в кризисных ситуациях, что оно – скорее, эстетический элемент трапезы.

Если же работа однозначно нечистая, то лучше от неё отказаться и сберечь себя, свою совесть и честь, это главное. Ведь в погоне за деньгами можно дойти до крайностей, например, торговле собой и другими людьми. Другое дело, что не нужно за совесть принимать пустые предубеждения и традиции. Например, сфера моды вовсе не обязательно должна быть связана с идеей сексуальной распущенности, а работа в области генной инженерии не обязывает человека к недопустимым с точки зрения христианства экспериментам.

— Есть ли в православном мировоззрении разделение на мужские и женские профессии?

— Разве что в том смысле, чтобы не было вреда своему здоровью.


— А если женщина занимает руководящую должность?

— Почему нет? Когда апостол Павел говорит про гендерные роли, он имеет в виду семью. Семья – это одно, общество – другое. К сожалению, реальность такова, что из-за, может быть, не очень качественной организации общественного строя у нас на женщину руководителя ложится сейчас настолько непомерная нагрузка, что если она ответственна, то у неё происходит личностная деформация, когда в ней не остаётся никаких сил дома быть женой или матерью.


— Но в целом, для женщины быть целеустремленной, решительной, пробивной – это не плохо?

— Нет, не плохо. Настоятельницы монастырей тоже пробивные. Решительность нужна, чтобы порвать с чем-то греховным. Но эти качества не отменяют мягкость, умение любить и быть матерью, если ты деловой человек. Главное, чтобы деловая сторона жизни не превращалась для тебя во всю жизнь. Даже в семье женщина может внешне быть более твёрдой, а мужчина быть мягче. Главное, соблюдать правило – жене глава муж, а мужу глава Христос. Одно без другого не работает.


— Отец Сергий, как справиться с рабочей рутиной, полюбить то, что делаешь?

— Божье присутствие рядом всегда скрашивает мир. Рядом с Богом рутины нет. Даже если ты делаешь что-то однообразное, то общение с Богом это скрашивает. Поэтому, чтобы что-то полюбить, нужно усилить свою любовь к Богу. Когда ты любишь Бога, то начинаешь любить и то, что он создал. Ты меняешь своё сердце, в него приходит спокойствие и мир, который распространяется на всё, что ты делаешь.

Ещё всегда нужно помнить, что Господь в любой момент может послать тебе шанс, важно довериться Богу. И просто взять себя в руки и делать свою работу. Тут не нужно говорить высоких слов – смирение и терпение. Это просто воспитание себя, как на службе – тяжело стоять, с ноги на ногу переминаешься, но начинаешь собой владеть, погружаешься в молитву и всё получается.

— Но все же: когда нужно терпеть и смиряться, а когда пора просто сменить работу?

— Господь может посылать работу, которая мне не нравится или на которой мне не платят, чтобы я по-настоящему ценил следующую, чтобы понимал, что то, что у меня есть, это Божий дар. Если работа не нравится или на работе долгое время не платят зарплату, то лучше выполнить свои обязательства и спокойно уйти до момента, пока все рассорятся.

Другое дело, если — первое — это единственный вариант работы, который помогает мне поддерживать мою семью, но она мне не нравится. Или — второе — если я работаю в монастыре и выполняю на послушании нелюбимую работу, или — третье — работаю в команде и мне выпала роль, которая мне не нравится – это те случаи, когда можно терпеть и смиряться. Если же ни одного из этих факторов нету, то ничто не мешает найти другую работу.

Но искать тоже нужно разумно. Если сейчас у меня ничего нет, то, чтобы не быть иждивенцем, я устроюсь работать, никого не обманывая, и буду продолжать искать то, что нравится.


— Нормально ли заниматься любимым делом за маленькую зарплату, если её хватает только на самое необходимое – коммунальные платежи и питание?

— Нормально, если это не повергает близких в нищету. Должна быть мера. Готов делать какое-то дело за маленькую зарплату – делай, отдавай на это какую-то часть сил и времени. В идеале найти работу по специальности, чтобы была мера жертвы и мера сохранности себя и семьи.


— Где эта мера жертвы и мера сохранности себя на работе?

— Мера самоотдачи разная, когда я один, и когда семейный. Когда человек один, он должен следить, пожалуй, только за тем, чтобы работой не повредить здоровья. Наш ресурс внутри ограничен, если мы непродуманно его пережмём, то выгорание неизбежно придёт к нам. Его признаки – и высокая требовательность к себе, и раздражительность, и пустота… Для профилактики нужен своеобразный эмоциональный якорь, который находится вне сферы твоей работы. Для христианина такой якорь должен быть в Боге, во Христе. Память о том, что Бог ближе, чем вдыхаемый воздух, беседы с Ним, всё это поможет удержаться на плаву.

Если же человек семейный, то отдавать себя работе, жертвуя близкими, даже если ты врач, священник, нельзя. Потому что всё это обернётся очень печально и тяжело. Лучше найти способ в рабочее время повысить эффективность. Я видел мало людей, которые так организуют свой труд, что будучи на работе, работают на все 100.

Семья – превыше всего, этих людей нам дал Гоподь, о них мы должны заботиться в первую очередь.

— Значит последовательность: Бог-семья-работа?

— Да, но Бог и семья не сильно отделимы.


— Если возникают мысли, что достоин лучшего, что не можешь на этом месте себя реализовать – греховны ли они?

— Смотря какой подтекст у этих мыслей: если всё дело в гордости, что я такой талантливый, а меня не ценят, это, конечно, одно. Но у святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского была мысль о том, что есть разные степени гордости, так, одна из них это радость о том, что выполнил своё предназначение. Так, например, дети говорят «мама, смотри, как я умею прыгать!» — это же не гордость греховная, это дети радуются, что у них получается. Так и здесь: если искать повышения, потому что чувствуешь, что можешь что-то сделать правильно или кому-то помочь, если тебе тесно в рамках твоей работы, то это хорошо, но если мысли только горделивые – хочу не работать, а приказывать, все вокруг дураки, а я один умный, то это, конечно, греховность.

Но если у человека хорошие организаторские способности, то почему бы ему не реализовать себя? Только нужно действовать честными путями – не подставлять никого, не радоваться промаху ближнего, а честно сказать о своём желании, придумать, как показать себя. Это нормально.

— А если человек решил открыть своё дело, потому что устал подчиняться, по-христиански это плохо?

— Нет, не плохо. Ведь дело свое открывают не только потому, что не хотят кому-то подчиняться. А хочется, например, работать одному или делать что-то по-своему…

— Делать по-своему – это не гордость?

— Нет, почему. В желании сделать по-своему я не вижу ничего плохого. Пробуй. Получится – значит нормально. Не надо всё смешивать, ведь у нас есть чувства человеческие. И они не обязательно греховные.

Художники, музыканты – они делают по-своему. Творчество – это всегда свободный полёт. В нем нет места гордости. Гордость всегда связана с необоснованным превозношением себя. А творить – это хорошо. Конечно, нужно уважать критику, можно принять её к сведению, но не обязательно ею руководствоваться.

— Бывает, что человек, проработав в своей профессии несколько лет, решает её сменить. Многие назовут это ветреностью…

— Не надо связывать несовместимые вещи. Ветреность – это несерьёзное отношение ко всему. А смене профессии ничего не мешает.

— Но ведь так можно бегать всю жизнь от одного к другому?

— Выбор и поиск могут быть и очень долгими. В таких случаях я, например, предлагаю человеку приостановиться и внимательно всмотреться в другие сферы своего бытия – может, быть, ты себя должен реализовать не в работе или искусстве (в традиционном понимании этого слова). Вдруг, тебя ожидает расцвет и успокоение в общении с близкими, в молитве, в устройстве своего собственного быта? Если это окажется так, с потенциальной работы снимается нагрузка быть местом реализации человеческой личности. И, соответственно, поиск работы многократно упрощается.

— Есть мнение, что Господь разговаривает с нами обстоятельствами жизни. Если человек меняет то, что ему не нравится, то выходит, он теряет возможность измениться, как бы соскакивает с испытания…

— Не надо Бога приводить к таким простым функциям, что я своими поступками сбиваю Божий план. Я своими поступками Божий план не собью, Он его всё равно осуществит.

— В отношении работы, что такое таланты, и что значит их закапать?

— Конечно, это не таланты, о которых говорится в Евангелии. Думаю, таланты в отношении работы – это способности, а зарывать их – это когда я отказываюсь сделать действительно что-то полезное для других людей и мира по каким недостойным мотивам, например, потому что лень. Если я не работаю врачом, потому что я мама в декрете или у меня священническое служение – это не зарывание таланта.


— Часто при смене профессии выбор стоит между тем, что нравится и тем, где больше платят… Как тут быть?

— Тут уже всё зависит от жизни человека. Если я семьянин, и на мне ответственность за жену и за детей, и мой доход в семье главный, то я должен думать уже не о себе, но о близких. Другое дело, что нельзя забывать о наших ограниченных силах: если я подумаю, что выдержу любую профессию, но ошибусь, то будет хуже всем. Поэтому, в идеале, я должен настолько владеть собой, чтобы уметь сделать выбор в пользу семьи, но с учётом своей человеческой слабости – чтобы не превратиться на непосильной для меня работе в сухого и раздражительного человека.


— Как Вы относитесь к фразе, что деньги – это зло?

— Сами деньги злом быть не могут, это всего лишь способ экономической организации жизни общества. Часто можно услышать «деньги не главное». Действительно, не главное. Но бывают ситуации, когда не за что купить детям еды или одежды, или из-за того, что все средства уходят на коммунальные оплаты и погашение кредита, в семье тяжёлая атмосфера, то пусть такой человек попробует сказать, что деньги это не главное. Деньги не главное, когда они есть.

Можно вспомнить католических священников, которые проповедовали в трущобах Южной Америки и говорили «как мы можем дальше проповедовать, когда бедность порождает необразованность, разврат, преступность, зло, гнев и обман», они породили движение «богословие освобождения», оно вызывало много споров, но его изначальный мотив был хорошим.

Когда есть выбор между дополнительными деньгами и другим, то деньги – это не главное. Но когда отсутствие денег ввергает в грех, злобу и отчаянье, то в данном контексте без денег не будет счастья.


— Какое отношение к деньгам правильное?

— Надо помнить о том, что расточительность и не слежение за своими тратами – это одна из форм сребролюбия, которое выражается не только в жадности, но и в бездумной трате денег. Думаю, правильное отношение к деньгам – это лёгкое к ним отношение, с мыслью, что если Господь дал средства ради какого-то дела, или по Его воле они у меня исчезли (я их потерял или пожертвовал кому-то, кто в них нуждался), то сохранить ровность в этом случае – это правильно. Когда ты понимаешь, что деньги не твои, но даны тебе Богом для чего-то.

Меня Господь этому четко учил, когда я оказывался в сложных материальных ситуациях: когда сильно по этому поводу переживаешь, это не приносит пользы, но когда находишь силы сказать «Господи, как хочешь Ты», всё меняется (неожиданно появлялась прибавка к зарплате). В этом я видел явный знак Божий, Господь меня стыдил, показывая, что Ему не тяжело дать мне определённую сумму денег, но Он не даёт её по Своим причинам, может быть, чтобы я смирился и научился Ему доверять. Поэтому даже в периоды большого безденежья я стараюсь сохранять Ему доверие: раз так, пусть будет так, как Он хочет, главное, чтобы я не впадал в леность, не отказывался от работы.

— Что такое бессребреничество?

— Это когда ты оказываешь профессиональную помощь, делишься своими навыками, отказываясь от денег. И не потому, что их слишком много, но ради Христа. К слову, когда человек кому-то помогает бесплатно, то Господь потом сторицей ему это воздает.


— Обычно в отношении работы в церковной сфере принято говорить о служении. Чем оно отличается от работы?

— Служение – это отдача человека себя делу, которое связано с людьми, когда ты, профессионально выполняя то, что должен, даёшь больше.

В церкви работа является служением с точки зрения отношения к ней самого человека, но если кто-то на эту тему спекулирует, считая, что её не нужно оплачивать, то это ложь и грех.

— Если у верующего человека выбор пал между работой в церковной сфере и светской, то не грешно ли предпочесть светскую?

— Смотря для кого. Если, например, хороший регент полностью кидает храм и уходит работать в светское направление, то это, наверное, неправильно. Если же хороший верующий журналист будет писать о светских вещах, то, думаю, всё равно у него будут статьи, где будет оттенком, неуловимым ароматом присутствовать его вера. И это будет очень ценно – потому что церковные газеты читают только церковные люди, а если в светской статье будет оттенок веры – то это много.

— Отец Сергий, ещё пару вопросов от наших читателей на тему работы. Допустимо ли миссионерство на работе? В какой форме?

— Есть две формы. Первая, это миссия как присутствие, когда ты без духовного насилия, агитации или пропаганды, спокойно рассказываешь людям о Христе. А вторая форма – не скрывать того, что ты верующий человек, и выполнять свою работу максимально качественно и отношения строить с другими максимально чисто.

— Как быть, если на работе получаешь незаконные распоряжения от начальства?

— Если нас просят поработать в выходной, чтобы всё дело не пошло коту под хвост, то можно и смириться. Если же кто-то не делает свою работу, а оставляет меня затыкать все дыры, то надо дать понять человеку, что я готов помочь, но по-человечески, а не в приказном порядке.

Если кто-то пользуется на работе привилегиями, которыми не можем пользоваться мы, то лучше смолчать, это как раз отличная возможность для духовного упражнения.

Что касается обмана – это всегда грех. Нужно уметь говорить нет, не юлить, а говорить, как есть. В нерешительности есть проявление гордости. Когда не можешь кому-то отказать, то ты зависишь от мнения другого человека, что рано или поздно приведёт тебя к более серьёзной зависимости от чего-то другого, от алкоголя, например, и чего-то ещё.

— Если сталкиваешься на работе с хамством, нужно ли его пресекать?

— Если оно только по отношению к тебе, и ты можешь его терпеть, то терпи. Это как раз по-христиански, духовное упражнение. Если же оно слишком выводит тебя из равновесия, то нужно понять от чего больший урон, возможно, лучше поставить человека на место. Нужно смотреть, что унижается – я как личность или я как верующий человек. Да и человека порой полезно остановить. Ведь если его не поставить на место, то он своё хамство может перекинуть и на кого-то более слабого.


— Сейчас многие столкнулись с ситуацией, когда человек работает, но, будучи не оформленным, попадает в разряд тунеядцев… Как быть в такой ситуации верующему человеку?

— Закон о тунеядцах я не одобряю, как и все мои знакомые друзья. Если человек трудится искренне, никого не обманывая, он вполне может платить налоги, и не нужно его записывать в тунеядцы, ведь не всегда себя можно оформить. А вот руководство, которое отвечает за оформление человека, именно на нём лежит бремя оградить своих сотрудников от обвинений. Если по вине руководства человек вынужден считаться тунеядцем, то пусть этот вопрос решает руководство, которое, как мне кажется, и должно выплачивать этот налог. Сотрудники не виноваты в том, что я их не могу официально оформить.

— Грешно ли человеку не работать?

— Смотря какой мотив. Питаться нужно со своих рук, и не быть иждивенцем. Если я не работаю, потому что мне лень, но меня кто-то из жалости содержит, то это грех. Если же я живу в лесу, питаюсь тем, что есть в лесу и никого при этом не обременяю, то в этом нет ничего плохого. Если я получил большое наследство и просто им наслаждаюсь, то здесь уже возникает вопрос духовного упражнения, аскетики, если я буду бездействовать, то однозначно это состояние введёт человека в грех.

— Некоторые мамочки, решившие после декрета посвятить себя семье и дому, переживают, что могут подавать плохой пример детям, которые видят, что мама не работает – мол, как ребёнку потом донести, что важно учиться и получить профессию…

— Ребёнок может видеть, как работает отец или другие родственники, видеть самоотверженный труд матери по дому. Главное, чтобы ребёнок не видел родителей бездельничающими.


— И напоследок. С духовной точки зрения человеку важно сохранять душевный мир, но он зачастую в стабильности. При этом, чтобы чего-то достичь, человеку советуют выйти из зоны комфорта…

— Не надо смешивать внутренний мир с духовной точки зрения и зону комфорта. Да, когда человек привык жить в тепличных условиях, то в момент кризиса он, конечно, может не справиться. И мне кажется, правильно пройти в жизни какие-то испытания. Например, не плохо молодому человеку пройти службу в армии или пожить самостоятельно, или чтобы родители, прежде чем помогать взрослым детям, подождали, чтобы они сами немного стали на ноги.

А внутренний мир, он нужен всегда, ведь без него, выйдя из зоны комфорта, ты ничего не сможешь достичь.
http://www.sobor.by