Press "Enter" to skip to content

Протоиерей Димитрий Алешкевич: Свобода сопряжена с неизвестностью

Интервью с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Севастополя протоиереем Димитрием Алешкевичем.

Мы познакомились с отцом Димитрием Алешкевичем в 2014 году во время Крымской весны. С тех пор прошло четыре года, произошло множество разнообразных событий.В этот раз мы встретились на следующий день после первых выборов президента РФ в Крыму и решили поговорить о том, изменилось ли отношение крымчан к референдуму и о других актуальных вопросах.

ГОДОВЩИНА РЕФЕРЕНДУМА И УКРАИНА

— Четыре года прошло с крымского референдума, изменилось ли у вас и у крымчан в целом отношение к этому событию?

— Лично у меня не изменилось. И у подавляющего большинства крымчан, как я могу судить, отношение не изменилось – люди уверены в правильности выбора. Все же не за бесплатную колбасу голосовали в 2014. Конечно, в плане материальном многим хотелось бы, чтобы происходили более существенные, радикальные перемены. Некоторые ожидания быстрых перемен не оправдались, наверное. Но любой верующий человек понимает, что для внешних изменений нужны серьезные изменения нравственного порядка. «Ищите прежде Царствия небесного, и остальное приложится». Я пока не наблюдаю серьезных подвижек в духовно-нравственном аспекте. Да и может ли быть по-другому? Моисей сорок лет водил евреев по пустыни, пока поколение, рожденное с рабским менталитетом, не вымерло. Недавно мне довелось быть в школе, к которой приписан, и я на родительском собрании призвал родителей выбрать ОПК (Основы православной культуры) для их детей. В зале сидело около шестидесяти человек, я попросил поднять руки тех, кто крещен в православную веру, оказалось, почти все. Потом я спросил, все ли их дети крещены – все. Долго объяснял, почему православным людям полезно выбирать ОПК. На следующий день из шестидесяти человек ОПК выбрали всего четверо. Наш крещеный народ, которому по большому счету Православие не особо нужно, не должен ожидать каких-то грандиозных внешних перемен, за исключением потрясений. То, что мы сейчас имеем в материальном плане, – уже очень неплохо, люди не бедствуют, не голодают, конечно, есть сложности. Но когда их не было? А человек так устроен, что он всегда недоволен чем-то. Всегда что-то не устраивает людей, не в раю же живем.

— Цены выросли?

— А где они не выросли? На Украине? В Греции, где мне приходится частенько бывать? Цены, конечно, не украинские образца 2013 года. Но и зарплаты другие. И опять же –ситуация не критическая, до этого еще очень далеко. По крайней мере, как послушаешь схиархимандрита Илия (Ноздрина), который пережил военные и послевоенные годы, понимаешь, что мы живём очень неплохо. Да и свое детство и юность вспоминаю – 70-е, 80-е и 90-е. Было намного тяжелее. Люди это просто подзабыли. И просоветская пропаганда в нашей прессе ежедневно рисует образ «светлого и беззаботного СССР», но это чистая ложь. Так что всё познаётся в сравнении. Экономические проблемы не изменили отношения большинства жителей Крыма к событиям, которые происходили четыре года назад. В Крыму совсем недавно большинство проголосовало за действующего президента РФ, которому во многом крымчане обязаны воплощением в жизнь решения о присоединении Крыма к РФ. И это свидетельствует о приверженности многих к выбору 2014 года.

Конечно, после выборов начались разговоры, что всё подстроено. Нет, это объективный результат, я видел и слышал, как из транспорта, из машин, на улицах люди кричали: «Путин, Путин». И никто их не заставлял этого делать. Наши люди не дураки, они понимают, к чему могла бы привести ситуация, если Крым, преимущественно русский по этническому составу и по менталитету, не оторвался бы от Украины. Здесь было бы очень тяжело, ползучая украинизация переросла бы в агрессивно-деятельную.

Происходящее сейчас на Украине – паранойя, сумасшествие, высочайшей степени духовное помрачение. Крымчане же это видят и не желают себе ничего из того, что там происходит. Есть, конечно, заукраинцы в Крыму, ностальгирующие по Украине. Они лишены объективного взгляда потому, что пропитаны демонической ненавистью к России и ко всему русскому. Это такое духовное заболевание, зомбирование, о котором сказал о. Илий в интервью 2015 года, посвященному событиям на Украине. Той Украины, домайданной, больше нет. Да и вообще весь мир кардинально меняется, не в лучшую сторону, апокалиптические нотки присутствуют, но я бы не стал акцентировать на них внимание, этим сектанты пусть занимаются, их конек. Вектор истории задан Спасителем в Евангелии, и важно не то, когда будет апокалиптическая развязка, а то, что идёт духовно-нравственное оскудение во всем мире, которое приближает исполнение апокалиптических обетований.


— С чем связано духовное помрачения украинства?

— На мой взгляд, настоящее украинство заключается в двух вещах. В церковном расколе и жуткой русофобии. Вообще, это результат катастрофического надлома в церковной жизни, начиная еще с брест-литовской унии в конце XVI века. И не случайно на Украине филаретовская раскольническая организация именуется истинно украинской национальной церковью, а каноническая Церковь Московского патриархата государством воспринимается как враждебная структура. Что касается русофобии и ненависти. Можно ли что-нибудь построить на ненависти? Это непродуктивно, не по-божески, Господь не благословляет такие начинания! Во что это выльется? Мне сложно сказать.

В свое время я прочитал интервью отца Гавриила на Карее, Афон, в котором он рассказывает об одной интересной встрече. Однажды много лет тому назад в Уранополис приехала игуменья женского монастыря на Украине и просила встречи со старцем, и в процессе беседы выяснилось, что она духовная дочь покойного старца Амфилохия Почаевского. С ее слов, прп. Амфилохий давно говорил ей, что Украина разделится на две части – западная часть будет под немцами, а остальная будет сама по себе. Может быть, тогда восторжествует здравый смысл и миролюбие?
Не знаю, как сейчас, но раньше ситуация в УПЦ (МП) тоже была не совсем здоровой, было немало архиереев и священников, которые пропитались ненавистью ко всему русскому, ненавидели и не поминали Патриарха. Это же безумие. Раз тебе не по душе Церковь каноническая, тогда выходи из этой церкви. Если тебя смущают политические моменты, будь принципиальным. Бог есть любовь, а ненависть – от дьявола.

— Да, ненавистью пропитано все, странно слышать из уст Филарета, духовного лица, вещи, связанные с ненавистью.

— Ещё раз убеждаешься в том, что раскольническая структура, лишённая благодати, пропитана одной демонической злобой. В этом и есть суть украинства. Там, где умаляется благодать, процветает разного рода сектантство, к которому можно отнести украинство, равно как и советчину. Неслучайно советская власть, которую отец Илий называет сатанинской, дала зеленый свет украинству. Зачем советской власти нужно было создавать Украину, укреплять идеологию украинства?! Ответ простой – корень советской власти и украинства один. Дьявол – творец этих проектов, отсюда и ненависть. О чем и свидетельствует прп. Лаврентий Черниговский. Подобные мысли есть и у о. Серафима (Тяпочкина). «По плодам их узнаете их».

Поскольку демоническое действие побеждается только благодатью Божией, это все может победить только Господь. Когда мы раньше говорили о крымских событиях, я приводил пример божественного вмешательства. На нашем приходе было свидетельство, накануне референдума в 2014 году мальчику семи лет, Мише, приснился сон. Он находится в храме, и вдруг кто-то сказал, что Богородица над храмом. И народ стал выходить, чтобы увидеть. Все видят, что над храмом Божья Матерь держит Покров и, обращаясь к людям, говорит: «Молитесь Мне и Сыну Моему, я вам помогу, я покрываю весь Крым». И Богородица бросает Покров и покрывает весь Крым. Михаила переспрашивали: «А как же Новороссия, Донбасс, покрыла ли Божья Матерь остальную часть?» Но он видел, что покрывается только Крым, – и дальнейшие события подтвердили это. На Донбассе до сих пор тлеет конфликт, то же самое в отношении остальной Украины. Если там нормализуется церковная жизнь, то и остальное наладится. Господь силен всё это исправить, когда придёт время. Не помню точно, у прп. Лаврентия Черниговского или у о. Серафима (Тяпочкина) есть предсказание, что своё слово еще скажут Киево-Печерские святые и новомученики и исповедники российские и вымолят союз братских славянских народов. Когда это будет? Неизвестно. Может, людям, которые по гордости решили жить так, как они живут сейчас, надо до конца испить чашу скорбей и погрузиться в стихию хаоса, нищеты и разочарования.

У меня есть знакомые на Украине, я с ними иногда общаюсь, переписываюсь. Одна знакомая мне написала из Киева, правда, уже год назад, и рассказала, что многие люди стали по-другому относиться к событиям на майдане, но открыто этого не говорят, боятся. Остаётся только молиться, есть особая молитва за Украину, в церкви уже годами она возглашается за богослужениями. Может, Россия с Украиной не станут единым государством, но состояние тлеющего конфликта уйдёт.

— Долго ли ещё продлится война на Донбассе? На первых порах были разные мнения, некоторые говорили, что надо идти до Киева. Это было бы правильно, как вы считаете?

— Ни в коем случае. Что брать? Территорию? Зачем? А людей куда девать? Ну, придёшь ты в Киев, а там огромное количество людей, распропагандированных и ненавидящих Россию, что с ними делать? И как отделить пшеницу от плевел? Люди, которые считают себя украинцами, зачастую украинского языка не знают, они многие русскоязычные и думают по-русски, но считают, что русского в них ничего нет. Это шизофрения, раздвоение личности. Они ненавидят Россию и поэтому с легкостью будут стрелять в спину. Это вопрос не о территориях, а о людях. Территорий у нас и так хватает, девять часовых поясов. Конечно, нужно помогать людям, но те, которые не хотят принимать помощь, чем им поможешь?

«ПУТИН УЙДЁТ, МЫ УЙДЕМ, А РОССИЯ, ДАСТ БОГ, ОСТАНЕТСЯ…»

— К Путину у вас менялось отношение?

— Путин такой же человек, как и все мы, у него свои недостатки, ошибки, некоторые вещи и его высказывания мне не нравятся, но надо понимать, что эти поступки и высказывания обусловлены чем-то объективным. Путин вынужден быть дипломатом. Это мы с дивана можем свое мнение высказывать без учета последствий. Когда смотришь выступления Путина конца девяностых годов, где он говорит о коммунистическом периоде нашей истории, и недавнее его выступление, связанное с выносом тела Ленина из Мавзолея, видно, что это противоречивые высказывания. Но и ситуация в стране другая. На такой должности как его надо быть очень мудрым, балансировать между различными течениями в своем окружении, которое состоит по большей части из бывших членов КПСС и работников спецслужб. Путин вынужден до поры до времени искать компромиссы, не делать резких движений. При таком внешнем давлении, которое сегодня оказывается на Россию, внутренняя смута была бы только на руку тем людям, которые пытаются сломить процесс возрождения России. Но Путин, несмотря ни на что, является объективным и наиболее трезвым политиком, который понимает, что происходит в мире, и ему нет альтернативы. Он харизматичный и верующий человек в той мере, в какой можно быть верующим человеку, вышедшему из коммунистической эпохи. Однажды я спросил у отца Илия: «Вы встречались лично с президентом?» Он ответил: «Встречался, и не один раз». Я спросил у батюшки: «Он верующий человек?» Отец Илий, подумав некоторое время, что-то проанализировав, сказал: «Я считаю, что он верующий».
Отец Димитрий с отцом Илием

— Отец Илий к нему хорошо относится?

— Да, он считает, что на сегодняшний момент он человек, который должен управлять нашей страной, пока ему нет альтернативы. Можно бесконечно долго рассуждать о том, что действующая власть не пускает на политический горизонт достойных кандидатов, но на самом деле всем управляет Господь. Если Богу было бы угодно, то появился бы другой человек, как когда-то Путин. Его тоже никто не знал, он был вообще из другой песочницы, занимал какой-то пост у Собчака и почти сразу возглавил целое государство! В советское время такое вообще было невозможно. Путин не вечный, ну, может, еще срок или два будет управлять страной…

—Но не бесконечно.

—Конечно, он уйдет, мы уйдем, а Россия, Бог даст, останется. Я читал интервью настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, где он говорит, что начал служить на своём приходе молебны о даровании хороших людей на всех уровнях власти, ведь один президент не может управлять такой огромной страной. К тому же его окружают разные люди, далеко не все верующие, совестливые. Подонков и лукавых тоже хватает. Но других-то нет. Работать приходится с тем, что есть.

— И у каждого свои интересы.

— Однозначно, и сколько оппозиционно настроенных людей, связанных, скажем, с коммунистической партией, они вообще по-другому думают и действуют на местах, вставляют палки в колёса, чтобы на волне возмущения прийти к власти. Взять хотя бы предвыборную кампанию Грудинина – основной лейтмотив его риторики – всё плохо, но я все исправлю. Очередная коммунистическая лживая болтовня, как и в 1917. К чему привели те популистские обещания, известно.

— Так у них у всех – всё плохо.

— Так они еще и делают, чтобы было плохо. У нас не так уж все плохо, если вспомнить, что было двадцать-тридцать лет назад. Я считаю, что за последние сто лет после императора Николая II Путин – наиболее адекватный руководитель страны. А с кем его сравнить? С Андроповым, Черненко, Брежневым?!

— С Ельциным?

— Ельцин тоже был человек своего времени. Все-таки главная заслуга – он порвал свой партийный билет, развалил тоталитарную безбожную систему. Сейчас это кажется легким, а тогда выступить против системы, когда тебя могли физически уничтожить, было непросто.

— Получается, Путин тоже отвечает запросу своего времени, раз его выбрал народ?

— Да, будет другое время, будут другие люди, и президент будет другой. Власть, которую мы имеем, даётся Богом людям по их нравственному состоянию. Что заслужили, то и имеем и даже имеем сегодня больше, чем заслужили… Как писал Леон Блуа: «Добродетельный народ имеет хорошее священство. А хороший народ имеет посредственное священство». То же и с правителями.

«КТО СЕГОДНЯ ВСЕЙ МОЩЬЮ ОБРУШИЛСЯ НА РОССИЮ, НЕ ДУМАЕТ КАК ОБЫВАТЕЛЬ…»

— Что можно сказать тем людям, которые считают, что в России всё плохо?

— Не надо гневить Бога. Преподобный Исаак Сирин сказал мудрую вещь: ни за что так не преумножает Господь свои дарования, как за благодарность, и ни за что так не наказывает, как за ропот. И если мы будем роптать, Господь нам покажет, что такое плохо на самом деле. Отец Илий рассказывал, как в тридцатые годы в Орловской области во время голода мать, чтобы он не плакал, заворачивала кусок глины в марлю и давала ему вместо конфеты. Годами испытывать чувство голода – это плохо, война – это плохо, а что сейчас плохого? Если придёт такое время, не дай Бог, как в тридцатые-сороковые, тогда люди действительно узнают, что такое плохо.

Рая на земле не было, нет и не будет, всегда будут минусы, люди всегда будут недовольны, но это недовольство нужно компенсировать полнотой духовной жизни. Если будет молитва, будет благодать в душе, тогда все будет хорошо. Тот, кто сегодня всей мощью обрушился на Россию, не думает, как обыватель, который, увидев, что морковка в магазине подорожала на пятьдесят копеек, в очередной раз начинает проявлять недовольство.Противники России просчитывают на пятьдесят, а может быть, и на столетия вперёд, там институты и аналитические центры работают. Наша цена на морковку вообще в их поле зрения не попадает. Что они видят? Положение РПЦ в России укрепляется, храмы строятся, люди худо-бедно идут в храм, и, если такая тенденция сохранится, Россия может стать совершенно другим государством, которое не входит в планы мирового правительства. Но паниковать не надо, нужно двигаться шаг за шагом, где-то отступать, сдавать позиции, потом наверстывать. Не все получается, как хотелось бы…

— Значит нужно запастись терпением и не ожидать быстрого результата?

— Результат прежде всего надо искать в собственной душе – мир и радость о Духе Святом. Всё доброе созидается в течение долгого времени, нужно прикладывать усилия, трудиться, молиться, чтобы Господь не оставлял нас. И если сегодня у нас не останется союзников, как говорил Александр III, кроме армии и флота, не надо расстраиваться. Может быть, Господь через эту ситуацию показывает, чтобы мы искали помощи не у людей, а у Бога.
Евреи, когда вышли из Египта, ожидали немедленного благоденствия, мечтали намазывать икру на хлеб, а оказалось, что сорок лет в пустыни надо было походить, и только их потомки смогли увидеть Землю Обетованную. Мы не по пустыне ходим. И тем не менее знаю людей, которые имеют нормальные жилищные условия, машину, свободно перемещаются по миру и всё им плохо, плохо, плохо…

— На самом деле, человеку, живущему без веры, все плохо.

— Человек без веры не понимает, для чего живёт. Живет исключительно ради физиологии: поесть, поспать, размножиться. И если у такого человека вдруг ухудшается материальное положение, его жизнь теряет всякий смысл.
В Венеции во время богослужения в православной базилике

КОММУНИЗМ И ПУСТЫНЯ

— Сейчас многие идеализируют советское время, хотят вернуть Советский Союз, сочувствуют коммунистической идеологии. Ваше отношение к этому?

— Это просто бред. Люди забывают плохое, поэтому реальная картина тех дней превращается в иллюзию, и так было всегда. Взять опять же библейскую историю Исхода евреев из Египта. Ведь сколько евреи страдали, находясь в египетском рабстве, и когда Моисей вывел их оттуда, оказалось, что свобода сопряжена с неизвестностью и большими трудностями, и евреи, забыв все ужасы рабства, захотели обратно в Египет. Как в фильме «Джентльмены удачи»: «А в тюрьме сейчас макароны дают…» Тем более поколения, хорошо помнившие советскую власть, особенно довоенного и послевоенного периода, уходят. Люди, которые сейчас ратуют за советскую власть, чаще всего апеллируют к брежневскому периоду, точнее, к его идеализированному образу в стиле ВДНХ – в магазинах пусто, а на ВДНХ все есть.

— В основном, да.

— Вспомните репрессии, голод, колхозы, коллективизацию, уничтожение огромного количества людей, страшные ошибки военных операций, миллионные потери. Верующим людям нужно вспомнить положение Русской Православной Церкви в Советском Союзе, а если забыли, прочитайте воспоминания священника Василия Ермакова, протодиакона Николая Поповича и многих других.

— Вы прочитали отрывок из интервью протодиакона Николая Поповича про террор Сталина, но Сталина многие до сих пор любят. Можно ли такое отношение объяснить только страхом? Есть ли за что уважать Сталина?

— Люди, которые ценят и уважают Сталина, ничего о нем не знают, не читают исторической литературы и мемуаров. Просто в последние годы в прессе поднялась волна пропаганды и реабилитации Сталина и сталинизма, говорят, что он был великий полководец и великий правитель…

— Победа в войне не его заслуга?

— Это победа наших людей. На алтарь победы были принесены огромные жертвы. Если был бы другой руководитель, толковый, верующий, с царём в голове, может быть, с помощью Божией наш народ понёс меньшие потери. Тот же Суворов, адмиралы, которые похоронены во Владимирском соборе Севастополя, выигрывали сражения с минимальными потерями.

— На тот момент не было других руководителей, кроме Сталина. История не имеет сослагательного наклонения.

— К сожалению, безбожник на безбожнике был.

ГРЕЦИЯ И ГАЗ

— Отец Димитрий, вы часто бываете в Греции, расскажите про церковную ситуацию и про жизнь в целом.

— Церковь в Греции находится под определённым давлением. Партия «Сириза» пытается оказывать давление на Церковь, хочет отделить церковь от государства, вытеснить ее из школы и вузов. Но надо отдать должное грекам – они сохранили православную веру, несмотря на сотни лет османского ига, и отчасти благодаря экономическому кризису храмы заполнились людьми, чего не скажешь о России – у нас тоже кризис, а людей в храмах больше не становится. Я смотрю по нашим приходам в Крыму: ходят те, которые пришли в девяностые – начале нулевых. Они воцерковились, а на остальных крещеных людей кризис не оказывает стимулирующего действия, они не ищут поддержки ни в храме, ни в Боге, ни в молитве.

В Греции сложились другие исторические обстоятельства, так как в 1949 году коммунисты там потерпели поражение в гражданской войне. Сами греки мне рассказывали, что в Метеорах, например, где был партизанский коммунистический отряд, коммунисты у святых на фресках выковыривали глаза. И если бы они пришли к власти, то, так же как в России, уничтожили бы Православие. Я был на Афоне прошлой осенью и встретился с этническим греком, который хорошо говорил по-русски, он не был понтийцем, выходцем из Грузии или украинского причерноморья. Его родители были коммунистами, воевали с греческой армией, и когда проиграли войну, то оказались на территории Албании, а в 1949 году Сталин предложил им перебраться в Среднюю Азию, где Никос (так звали грека) прожил с родителями большую часть своей жизни. Он был убежденным коммунистом, но, вернувшись в Грецию, стал верующим. И мы с моим отцом спросили Никоса: «Как коммунисты в сороковые годы относились к православной вере? Так же как в России, уничтожали или лучше?» И Никос, в прошлом убеждённый коммунист, ответил: «Да что вы, намного хуже, чем в России! Священникам вспарывали животы, мучили. И только по молитвам святых коммунистические отряды потерпели поражение в Греции».

Греки, несмотря ни на что, сохранили приверженность православным традициям, конечно, немного расслабились, захотели жить хорошо, сыто, не получилось – залезли в долги. Но все равно мысль, что нужно возвращаться к своим корням, сохраняется, потому и храмы наполнились. А у нас семьдесят лет атеистического воспитания, пропаганды, издевательства над народом и православной церковью привела к тому, что мы имеем поколения, настолько оторванные от православной традиции, что даже в генах не осталось воспоминания о полноте церковной жизни. Крещеным людям никак не донести мысль о долге по заповеди православного христианина ходить в храм на богослужения, причащаться Тела и Крови Христовых.
Афон

— Греция хотела бы выйти из состава Евросоюза?

— Да вряд ли, потому что у них нет других вариантов. Греция – хорошее туристическое направление и выживает только за счёт туристов из еврозоны. А если они выйдут из Евросоюза, за счет чего им жить? Их экономика квотирована, а если они и могли бы сами себя обеспечить, на них сразу бы наложили санкции. Как на Каталонию, которая тоже давно бы отошла от Испании, но экономически ее бы сразу задавили. Куда греки или каталонцы продавали бы свою продукцию. В Россию? Россия сама не в лучшей ситуации сейчас. Слава Богу, что у нас есть нефть, газ, и за счёт этого мы живем. Это не недостаток, на который наши либералы и коммунисты любят указывать, это, как говорил покойный отец Иона (Игнатенко), – дар Божий России, надо благодарить Бога, а не гнушаться этим или стыдиться. Все разговоры про «нефтяную иглу» – просто чушь несусветная. Это все от завистников наших. Им дай возможность, они бы первые на эту «иглу» подсели бы.

«ГОСПОДЬ ДАЛ БОЛЬШУЮ БЛАГОДАТЬ ТЕПЕРЬ ОН ЖДЕТ ОТ ЛЮДЕЙ ПОКАЯНИЯ И МОЛИТВЫ…»

— Вы встречались со старцами на Афоне, что они говорят о судьбах мира?

— Не приходилось. Как говорят люди духовные, ничего не предопределено, всё зависит от людей, как будем молиться, от состояния Церкви в первую очередь. Все-таки Церковь – «соль земли, и если соль потеряет силу, что сделает ее соленой?» Можно бесконечно долго обвинять людей, которые крещены, но в храм не ходят, не причащаются и не молятся. Ну, а что с ними сделаешь? На каждом из нас лежит ответственность за судьбы мира. Сам молись, подвизайся, раз Господь дал тебе такую благодать. Может, ты должен молиться за тех людей, которые не ходят в храм. Не за них, а вместо них, в этом смысле. Не знаю, что будет, сложно сказать. Главное – не сотворить себе кумира. Создание стабильного, обеспеченного государства – тоже не является нашей конечной целью.

— Как вы считаете, существует ли сейчас угроза большой войны, отец Илий из-за этого очень сильно переживает?

— Отец Илий очень сильно переживает. Опасность существует, прп. Лаврентий Черниговский, прп. Паисий Святогорец, старец Иона (Игнатенко) об этом тоже говорили, но кто в этой войне выиграет? Никто, если будет применяться ядерное оружие. Но если это будет война локального характера и не затронет американский континент, то они и будут победителями, пускай хоть вся Европа сгорит в огне. В таком развитии событий есть заинтересованные силы, но всё равно всем управляет Господь, надо стараться молиться и сохранять трезвый рассудок, спокойствие. Чем мне нравится наш президент? Он дальновидный политик. Когда турки сбили наш самолёт, можно было, как Жириновский предлагал, резко отреагировать и развязать войну с Турцией, но от этого мы бы проиграли. Приходится жертвовать самолюбием, когда за твоей спиной сто сорок с лишним миллионов живых душ, нельзя принимать безответственные решения! Обидно, погиб человек, пилот. Но если начнут погибать миллионы, лучше не будет.

— С каким настроением вы смотрите в будущее? Какие ожидания у вас и у крымчан?

— Что касается духовной жизни, я вспоминаю, когда Крым был в составе Украины, здесь было очень тяжело молиться. Сколько раз я хотел уехать отсюда, но Господь не дал. Чувствовался прямо демонизм какой-то. Где-то за полтора-два года перед референдумом, когда назревали события в Киеве, здесь стало просто невыносимо. И я, и прихожане болели постоянно, была тяжесть, мрачная безрадостность на душе, но когда референдум прошёл, гнойник прорвался, стало светло, особенно в первый месяц после референдума. Господь дал большую благодать, теперь Он ждёт от людей духовной жизни, покаяния, молитвы, благодарности Богу за то, что получили. Крым с большим скрипом, но меняется, в кадровой политике здесь был полный хаос, до сих пор на местах много старых украинских чиновников, и чем они занимаются, непонятно. И материковые чиновники, которые приезжают сюда, далеко не все лучшие. И тем не менее считаю, что все нормально на сегодняшний день, даже лучше, чем могло бы быть. Молиться, служить, причащаться можем, никто нам ничего не навязывает, слава Богу за всё. Благодарим Господа!

Елена Юферева специально для «Православных Новостей»

comments powered by HyperComments